История медсестринства и перспективы его развития. Понятие о медицинских теориях и процессе.

   На определение сестринского дела влияют  разнообразные факторы. Это, прежде всего,  экономические, социальное и географическое положение страны, существующая система охраны здоровья и уровень ее развития, структура сестринского персонала с четко определенными функциональными обязанностями, отношения медицинского персонала и общества к сестринскому делу, наконец, это и личное мировоззрение человека, который дает определение сестринскому науке.

    Сестринское дело - это наука, направленная на решение существующих и потенциальных проблем пациента со здоровьем в условиях изменяющейся окружающей среды.

   Комитет экспертов ВООЗ еще в 60-е годы 20 века определил сестринское дело как  «практику человеческих отношений», а медицинская сестра «должна уметь распознать потребности пациентов, которые появляются в связи с болезнью, осуществляя к каждому индивидуальный подход».

   Считается классическим определение, которое дала американская медицинская сестра и преподаватель Вирджиния Хендерсон в 1961 году, и которое получило со временем международное признание: «Уникальность призвания медицинской сестры состоит в том, чтобы оказывать каждому человеку, больному или здоровому, помощь во всем, что способствует его здоровью или его обновлению, или приходу безболезненной смерти, и с чем человек мог бы справиться без посторонней помощи, если бы она была достаточно здоровой, и делать это таким образом, чтобы помочь больному быстрее приобрести независимость».

   Но первое определение сестринскому делу дала родоначальница медсестринства Флоренс Найтингейл в известных «Записках об уходе» в 1859 году, сформулировав его как действие по применению окружающей среды пациента для его выздоровления.

   Лечебное дело состоит в том, что все знания и практические действия врача направлены на диагностирование и лечение заболевания отдельного человека. Большинство видов врачебной деятельности - будь то лечение, преподавание или исследовательская работа - направлены на различные аспекты патологических механизмов развития заболеваний.

   Напротив, болезнь ставит перед больным, его семьей, коллективом, в котором он работает или обучается, ряд вопросов и проблем. Например, врачи спасли жизнь человеку, который перенес черепно-мозговую травму, но не смогли из-за тяжести повреждений сохранить пациенту зрение. У больного и его семьи возникло множество проблем, которые они не могут решить без помощи медицинской и социальной служб, без помощи общества.

    В этом случае часть проблем пациента может помочь решить именно медицинская сестра. Она поможет пациенту и его семья психологически адаптироваться к ситуации, которая возникла, обучит его элементам самогигиены и самоухода, поможет найти свое место в общественной жизни.

    Итак, сестринское дело ориентировано в большей степени на человека или группу людей (семью, коллектив, общество), чем на болезнь. Оно направлено на решение проблем и потребностей людей, их семей и общества в целом, которые возникли или могут возникнуть в связи с изменениями в здоровье.

    Таким образом, сестринское дело - это самостоятельная профессия, которая владеет достаточным потенциалом, чтобы стать вровень с лечебным делом. Поэтому функции медицинской сестры значительно шире, чем простое выполнение указаний и назначений врача. На ее плечи положены основные обязанности по уходу за пациентом, профилактики заболеваний, сохранения здоровья, реабилитации и облегчения страданий. Она должна быть хорошим руководителем, который владеет задатками лидера, менеджера, педагога и психолога.

    На собрании национальных представителей Международного совета сестер (Новая Зеландия, 1987 год) было сформулировано понятие «сестринское дело»: «Сестринское дело является составной частью системы охраны здоровья и включает в себя деятельность, направленную на укрепление здоровья, профилактику заболеваний, оказание психосоциальной помощи лицам, которые имеют физические и психические заболевания, уход за ними, а также неработоспособными всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами, как в лечебных, так и в каких-либо других учреждениях, также дома и везде, где в ней имеется потребность».

    Одновременно с положительными сдвигами в медицине увеличивается опасность, которой подвергается человек, попадая в сферу медицинского влияния. При быстром росте численности населения, распространении бедности среди жителей нашей планеты актуальными остаются принципы оказания медицинской помощи: эффективность - равность - безопасность. Это еще одна из причин высоких требований к профессии медицинской сестры. Таким образом, миссия сестринского дела состоит в удовлетворении потребностей пациентов в высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи.

   Являясь искусством и наукой, сестринское дело в настоящее время ставит перед собой следующие задачи:

  • разъяснять населению назначение и важность сестринского дела;
  • привлекать, развивать и эффективно использовать сестринский потенциал для расширения профессиональных обязанностей и удовлетворения потребностей населения в сестринских услугах;
  • обеспечение и проведение учебного процесса для подготовки высококвалифицированных медицинских сестер, а также проведения последипломной подготовки специалистов со средним и высшим сестринским образованием;
  • формирование определенного стиля мышления у медицинских сестер;
  • обучение медсестер культуре общения с пациентами, членами их семей, коллегами, с учетом этических, эстетических и деонтологических аспектов поведения;
  • разработка и внедрение новых технологий сестринской помощи;
  • обеспечение высокого уровня медицинской информации;
  • создание эффективных стандартов качества сестринской помощи;
  • проведение научно-исследовательской работы в области сестринского дела.

   Из   зависимого   подразделения   медицины   сестринское   дело   развивается в самостоятельную науку.  Сестринское дело имеет свою философию, теорию, стандарты и модели.

Выделяют 4 функции сестринского дела:

  1. Осуществление сестринского ухода и руководство им. В основе этой функции лежит медсестринский процесс.
  2. Обучение пациентов и их семей основным навыкам, которые обеспечивают сохранение и обновление здоровья.
  3. Выполнение роли эффективного члена медико-санитарной бригады. Медико-санитарная бригада - это группа людей, которые объединены единственной целью - оказание помощи больному. В состав бригады входят врач, медицинская сестра, санитар или же бригада может быть сестринской (медицинская сестра-бакалавр, медицинская сестра).
  4. Развитие сестринской практики и проведение сестринских исследований.

Становление сестринского дела как науки.

   Со времен первобытнообщинного строя функции ухода и обслуживания, которые входят в сферу сестринского дела, выполняли женщины, матери, сестры. Естественно, что женщина ухаживала за новорожденными, младенцами, а позже за детьми. Она всегда содействовала сохранению здоровья окружающих в семье. Ее забота распространялась на друзей, соседей или на всю общину. Постепенно она охватывала радиусом своей деятельности и опеки больных, немощных и стариков.

   С распространением христианской религии дело обслуживания больных и оказания помощи нуждающимся стало считаться христианским долгом, проявлением любви к ближнему. Повинность эта лежала на членах различных братств, монашках и монахах. Монашками назывались вдовы, объединенные в общины при монастырях. В IV и V столетиях особенно значительными были успехи римских знатных дам, которые были высокообразованными и посвятили себя благотворительной деятельности, в том числе и уходу за больными. В то время создавались монастыри, больницы, приюты за больными и бедными. История свидетельствует, что римлянка Паула первой внедрила обучение уходу за больными, считая его особым видом искусства. Мужчины тоже объединялись в религиозные братства для ухода за больными. Известным братством стал религиозный Орден святого Бенедикта, основанный в начале VI столетия на горе Монте Касино посредине между Римом и Неаполем. Этот Орден стал культурным и образовательным центром, из которого монахи распространяли в отдаленные уголки просвещение, оказывали помощь немощным, больным и бедным.

   С появлением рыцарских орденов некоторые из них посвящали себя опеке за больными, например Орден Госпитальеров, Орден святого Лазаря в Иерусалиме, который «специализировался» в уходе за прокаженными, Орден святого Джона, который оказывал помощь раненым и больным рыцарям во время Крестовых походов.

   Наряду с религиозными и военными в XI веке возникли светские ордены, внесшие значительный вклад в развитие сестринского дела.

   Следом за средними веками, отмеченными созданием религиозных военных и светских орденов, предназначенных для помощи больным, раненым и немощным, наступил так называемый «темный период» в истории сестринского дела.

   Развитие наук, просвещения и медицины в эпоху Ренессанса привело к тому, что на смену образу духовной сестры - «слуги Божьей», сестры «матушки» все чаще начал приходить образ сестры - «служанки».

   Реформация, которая охватила в начале XVI века Западную и Центральную Европу, приняла форму борьбы против католической церкви и положила начало протестантству. Ликвидация монастырей в это время, отказ мужчин заниматься уходом за больными привели к тому, что это дело стало исключительно «женским» и возникла необходимость передачи функции обслуживания светским лицам. Отказ от религиозного принуждения в сестринской работе обусловила падение привлекательности этой профессии для женщин высших сфер, которые до этого занимались такой работой. Обслуживание больных взяли на себя женщины из бедных слоев, которые таким образом пытались обеспечить себе хотя бы минимальные условия существования. Они были примитивными, не владели опытом в области ухода за больными, не могли также рассчитывать на помощь монашек.

   Официальной системы обучения не существовало. Врачами были мужчины с хорошим специальным образованием, как правило, из состоятельных семей. Отношения между ними и сестрами милосердия были однозначными: сестра выступала в роли опытного слуги, «беспрекословно подчиняющегося врачу или хирургу».

   Одним из важнейших событий в истории сестринского дела этого периода стало возрождение протестантской церковью института «дьякониц» (это женщины, христианки, служащие своим сестрам во Христе или во имя потребностей других), В октябре 1836 года пастор Теодор Флиндер создал в Кайзерсверте на Рейне в Германии Рейнско-Вестфальскую Общину дьякониц. Община имела свою больницу и школу для обучения сестер уходу за больными.

О деятельности Ф. Найтингейл.            

   О деятельности Рейнско-Вестфальской Общины дьякониц узнала Флоренс Найтингейл (1820-1910), одна из образованных и выдающихся личностей часов Викторианской Англии, которая сыграла значимую роль в дальнейшем развитии сестринского дела в мире.

   Родилась Флоренс Найтингейл 12 мая 1820 года в богатой аристократической семье во Флоренции. Она была чрезвычайно образованной в то время женщиной: знала много иностранных языков, литературу, музыку. Стремление к профессии медицинской сестры у Флоренс появилось очень рано, с 25 лет она посвятила себя служению людям - уходу за больными. В 1847 году, несмотря на запрет семьи, она отправилась в Кайзерсверт и прошла там, на протяжении трех месяцев, полный курс подготовки по сестринскому уходу за больными. В 1853 году она ознакомилась с работой сестер милосердия во Франции. После возвращения в Англию Найтингейл получила должность суперинтенданта в одном из учреждений по уходу за больными женщинами из высших сфер лондонского общества, где на протяжении года прошла свою первую школу управленческой работы и внесла много нового и рационального в ее организацию. Первое же участие сестер милосердия под руководством Флоренс Найтингейл в военных действиях во время Крымской войны в 1854 году дало значительные положительные результаты: улучшились санитарные условия пребывания раненых и больных в военных госпиталях, улучшился сам уход за ними и комфорт. Так родился образ женщины с лампадой в руке, как символ милосердия и сестринского дела. Благодаря введенному ею комплексу санитарных мероприятий в госпиталях снизилась смертность среди солдат с 49% до 2%.

   В 1859 году Найтингейл издала «голубую книжку» военной санитарии, в которой провела глубокий анализ медицинских потерь в годы Крымской войны и указала на возможные пути их предупреждения. При ее активном участии была открыта Армейская медицинская школа в Англии. В этом же году Найтингейл издала свои знаменитые «Записки о сестринском деле», которые были изданы на многих языках мира. Начало развития современного сестринского дела в Англии было положено в 1860 году, когда впервые был осуществлен прием учеников в школу медицинских сестер нового типа, открытую Флоренс Найтингейл при больнице Св. Томаса в Лондоне. Школа не находилась в распоряжении больницы, а была автономным светским учебным учреждением с собственными фондами и руководящим делами советом. В нее принимали представительниц двух разных классов: женщин из рабочей среды, которым платили небольшую стипендию, и женщин из высшего общества, которые должны были сами оплачивать обучение. В основу программы был положен перечень обязанностей сестер, установленный методом анализа их основных функций. Подготовка медицинских сестре включала год теоретического обучения в школе и два-три года практики в госпитале для закрепления полученных знаний. Оканчивая школу, сестры милосердия произносили сложенную Ф. Найтингейл торжественную клятву. Таким образом, школа Найтингейл фактически стала моделью подготовки управленческого и педагогического звеньев сестринского персонала.

   За свою жизнь Ф. Найтингейл написала 147 трудов, которые были изданы. Реформа Найтингейл принесла свои плоды - профессия медицинской сестры получила свое признание в обществе. В день рождения Ф. Найтингейл 12 мая ежегодно весь мир отмечает Международный день медицинской сестры.

С историей медсестринства связана история образования Общества Красного Креста.

   В 1863 году пятеро жителей Женевы: Анри Дюнан, Густав Муанье, Луи Аппия, Теодор Монцар и генерал Гием Анри Дюфур решили основать Международный комитет помощи раненым, который в 1876 году получил название Международного комитета Красного Креста. Его эмблема - Красный Крест на белом полотне.

   Общие положения деятельности Общества Красного Креста: гуманность, нейтральность, независимость, добровольность, единство, универсальность.

   Деятельность Красного Креста направлена на облегчение судьбы раненых вследствие военных действий или стихийного бедствия, техногенной катастрофы. При этом важным является не только ухода, но и помощь в решении социально-психологических проблем.

   В годы Второй мировой войны курсы медсестер Красного Креста готовили сестер милосердия для фронта. Тринадцать украинских медицинских сестер милосердия, участниц боевых действий, отмечены высокой наградой Международного комитета Красного Креста - медалью Флоренс Найтингейл.

   С 1961 года в структуре Общества Красного Креста Украины создана и действует Патронажная служба. Патронажные сестры   оказывают медицинскую и социально бытовую помощь одиноким, неработоспособным гражданам, людям пожилого возраста и инвалидам, которые нуждаются в посторонней помощи.

О деятельности Матери Терезы.

   Мать Тереза. Наверно, нет в мире человека, который никогда не слышал этого имени. Для многих оно стало нарицательным, символизируя милосердие, самоотречение, действенную любовь к ближнему.

   На долю матери Терезы из Калькутты пришелся весь XX век с его социальными потрясениями, мировыми и локальными войнами, стихийными бедствиями. И везде - в трущобах Калькутты, на горящем Ближнем Востоке, в пережившем землетрясение армянском городе Спитаке - мать Тереза спасала, помогала, утешала.

   Родилась мать Тереза, в миру - Гонжа Агнесса Бояджи, в 1910 году на Балканах. В возрасте 18 лет она вступает в монастырь сестер-лоретанок. В 1929 году направляется в Индию, в Калькутту, где в 1937 году приносит вечные обеты. С этого времени ее стали называть матерью Терезой. В сентябре 1946 года мать Тереза переживает «призвание внутри призвания» служить самым бедным, нести любовь Христа нищим, одиноким, убогим, страдающим. Но прошло еще два года испытаний, прежде чем мать Тереза смогла приступить к исполнению своей миссии. В декабре 1948 года, впервые надев белое, окаймленное голубым сари, она начала свое служение «нежеланным, нелюбимым, брошенным на произвол судьбы». Вскоре к матери Терезе присоединились некоторые из монахинь, ее бывших учениц.

   В 1997-м, году смерти матери Терезы, в ее общине было около 4 тысяч сестер и 610 монастырей в 123 странах мира. Деятельность матери Терезы была отмечена рядом наград, включая Нобелевскую премию мира (1979 г.).

   Самым большим несчастьем мать Тереза называла даже не нищету и болезни, а одиночество человека, за которым никто не ухаживает, которого никто не любит. Собственной жизнью она следовала своей любимой молитве: «Дай мне, Господи, утешать, а не ждать утешения, понимать, а не ждать понимания, любить, а не ждать любви, ибо кто дает, тот обретает, кто о себе забывает, находит себя, кто спасает, будет спасен...» 19 октября с.г. мать Тереза была причислена к лику блаженных. Эти строки "опубликованы" на стене при входе в приют для больных СПИДом, открытый Орденом милосердия Матери Терезы в нью-йоркском Гриндж-виллидж.

   История развития сестринского дела в Украине Еще до образования Киевской Руси интересные памятки культуры, в том числе и медицины, оставили после себя скифы, населявшие Крым, южные земли между Днепром и Дунаем и обладавшие торговыми и культурными связями с греками. Скифам были известны целительные свойства многих растений, они владели некоторыми приемами лечения различных заболеваний.

   В IX веке формируется восточнославянское государство Киевская Русь с центром в Киева. При княжестве Владимира Святославовича, а затем его сына Ярослава Мудрого Киевская Русь возводится до уровня передовых государств Европы того времени.

   Возникновение сестринского дела в Украине, как и во всей Европе, неразрывно связано с принятием и становлением христианства, созданием монастырей, при которых существовали больницы, гостиные дома, которые объединяли функции гостиниц, больниц и амбулаторий для путешествующих в святые места и нуждавшихся в медицинской помощи.

   В период средневековья в Украине не было никаких учебных медицинских учреждений, а обучение искусству лечить и ухаживать за больными осуществлялось путем передачи знаний от родителей к детям, или в виде ремесленного обучения при монастырях. Известно, что в средневековых городах Украины (конец XIV века) медициной занимались члены профессиональных цехов. Среди них хирурги - цирюльники оказывали помощь жителям городов и принимали участие в военных походах и казацких битвах. Цеха цирюльников были во Львове, Киевском магистрате, в Каменец-Подольском. Значительную роль в истории развития медицинского дела в Украине сыграли братства. Львовское братство имело 5 госпиталей. Лечебные учреждения имело и Киевское братство.

   В конце XVIII века украинские земли входили в состав двух империй: Российской и Австро-Венгерской. Западная Украина (Львовская, Станиславская, Тернопольская губернии) находились в исключительно тяжелых социально-экономических условиях. По официальным статистическим данным смертность на 1 ООО населения составляла от 22,5 до 23, 9. Сыпной и брюшной тифы, дизентерия, туберкулез, трахома, венерические болезни носили массовый характер. 22 декабря 1772 года императрица Австрии Мария Терезия с целью улучшения медицинской опеки над населением назначила доктора медицины Андрея Крупинского краевым протомедиком Галичины. Ему было поручено создать на западно-украинских землях систему медицинской службы и медицинского образования. Открытие Львовского акушерского коллегиума произошло 1 октября 1773 года. Этот день ознаменовал зарождение медицинского образования на западно-украинских землях.

   Первая школа медицинских сестер была создана только в 1896 году при общей больнице во Львове. Она была организована и финансировалась краевым отделом здоровья совместно с обществом Красного Креста.

   Несколько иначе развивалось сестринское дело и образование в тех регионах Украины, которые после третьего деления Польши перешли во владение Российской империи.

   В 1775 году сенат издал приказ о создании в Киеве правительственного госпиталя. В 1792 году в городе был открыт также военный госпиталь. С 1786 года при Кирилловском монастыре начал действовать дом для инвалидов.

   Крымская война (1853) определила начало нового этапа в развитии сестринского дела. В это время М.И. Пирогов принял предложение относительно привлечения отрядов сестер милосердия в Крымской кампании.

   Первые в истории медицины женщины - медицинские работники начали оказывать помощь, раненным и больным воинам на поле боя.

О деятельности Даши Севастопольской.

   "Севастопольской" окрестила ее благодарная народная молва. Под этим именем самоотверженная русская девушка сохранилась и в воспоминаниях врачей-современников - участников Крымской кампании 1854-1856 годов. И только недавно в Центральном военно-историческом архиве были обнаружены документы, где названы ее настоящая фамилия и отчество - Дарья Лаврентьевна Михайлова.

   Полководцев, "застенчивых с неприятелем", своей храбростью покорила 17-летняя сирота, ставшая в России первой фронтовой сестрой милосердия и давшая во имя этого обет целомудрия.

   С середины XIX века начали действовать фельдшерские школы в Киеве и Харькове. В 1870 году в Киеве открыта военная фельдшерская школа, а в 1877 году - курсы медицинских сестер.

   Определенные усилия для борьбы с эпидемиями и высоким уровнем заболеваемости в Украине, расширение сети лечебных учреждений и развитие подготовки средних медицинских работников были положены Российским правительством после Октябрьской революции.

   1 ноября 1939 года внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла закон о включении Западной Украины в состав СССР и объединения с УССР.

   Во время фашисткой оккупации Украины в годы Второй мировой войны на ее территории приостановили свою деятельность медицинские школы, а их имущество было разворовано. После окончания войны Советское правительство уделило большое внимание обновлению сети средних медицинских учебных учреждений и открытию новых.

   24 августа 1991 года внеочередная сессия Верховного Совета Украины приняла Постановление и Акт провозглашения независимости Украины. Украина стала независимым демократическим государством с неделимой и неприкосновенной территорией, на которой действующими являются только собственные Конституция, законы и постановления правительства.

   Согласно разработанной в 1992 году Государственной национальной программе «Украинское образование в XXI столетии» взят курс на создание собственной системы национального образования. В этом же году Верховный Совет утвердил «Закон об образовании», которым предусмотрено введение в Украине непрерывного ступенчатого образования четырех уровней, соответственно к нему аннулирован термин «среднее специальное образование», которые заменен термином высшее образование первого уровня». Учебные учреждения, предоставляющие такой уровень образования, называются учреждениями I уровня аккредитации. Появились высшие учебные учреждения нового типа - колледжи, которые принадлежат к учреждениям образования II уровня аккредитации. В этих образовательных учреждениях предоставляется базовое высшее образование, и после окончания - степень бакалавра.

   Реформа медсестринского образования в Украине началась в 1993 году. Согласно ей:

I ступень - дипломированная медицинская сестра (срок подготовки 2 года на базе оконченного полного общего среднего образования).

II ступень - медицинская сестра-бакалавр (срок подготовки 2 года после окончания медицинского училища).

III ступень - медицинская сестра-специалист.

IV ступень - медицинская сестра-магистр.

   В 1995-1996 гг. начали открываться факультеты сестринского дела при медицинских университетах и академиях Украины.

   30 января 1996 года МОЗ Украины издает приказ №19 «О создании Национальной программы развития медсестринства Украины».

   В мае 1997 года состоялась установочная конференция по созданию Ассоциации медицинских сестер Украины. Президентом Ассоциации стала Галина Ивашко.

Система повышения квалификации медицинских сестер.

   Система послебазового образования медицинских сестер в нашей стране обеспечивается сетью постоянно действующих курсов повышения квалификации и четырьмя училищами переподготовки и повышения квалификации. Целью последипломного обучения является специализация и повышение квалификации медицинских работников, переподготовка и совершенствование (общее или тематическое) теоретических знаний и практических навыков для работы по определенной специальности, которые обновляются по содержанию и подходам достаточно быстро.

   Работники, прошедшие курсы повышения квалификации, имеют преимущественное право на аттестацию. Аттестация медицинских сестер проводится с целью повышения качества медицинского обслуживания населения. К аттестации допускаются медицинские сестры со стажем работы не менее 5-ти лет. Медицинские сестры могут иметь вторую, первую и высшую категории.

Роль медицинской сестры в лечебном процессе.

   Сестринский персонал обязан соблюдать правила, а также моральные и этические нормы относительно пациентов, не нанося вреда и используя шесть принципов ухода: безопасность, конфиденциальность, уважение, общение, независимость и обеспечение инфекционной безопасности.

   Функции медицинской сестры, по определению Европейского бюро ВООЗ состоят в:

  • осуществлении медсестринского ухода это могут быть профилактические мероприятия, медсестринские вмешательства, связанные с реабилитацией, психологическая поддержка человека или его семьи;
  • обучении пациентов и медицинского персонала среднего звена;
  • выполнении медсестрой зависимой и независимой роли в составе бригады медицинских работников, обслуживающих пациента;
  • развитии медсестринской практики путем проведения исследовательской работы.

Профессиональные вредности в работе медицинской сестры.

   В процессе работы медицинские работники сталкиваются с большим количеством факторов, которые могут нанести вред их здоровью. К таким профессиональным вредностям относятся:

1. Физическая нагрузка (при поднятии, перемещении пациента, его транспортировке).

Профилактика:

   Подача судна тяжелобольному, перестилание кровати, перекладывание пациента на носилки, каталку и прочие действия медсестры связаны со значительными физическими нагрузками на позвоночник, опорно-двигательный аппарат, что может привести к травме позвоночника, коленных суставов.

   Знание биомеханики тела позволит предотвратить травму. Биомеханика тела - это способ, которым тело человека приспосабливается, чтобы не потерять равновесия во время движения. Сидеть, стоять и поднимать тяжести можно с соблюдением определенных правил, в целях предупреждения травм позвоночника, опорно-двигательного аппарата.

2. Токсические вещества (фармпрепараты, дезинфектанты, газы и т.д.).

Профилактика:

   Химические вещества могут попадать в организм при вдохе в виде пыли или паров, всасываться в кожу, попадать в глаза или рот. Их влияние может проявляться кожными реакциями, головокружениями, головной болью и одышкой. Отдаленными результатами постоянного воздействия низких доз химических веществ могут быть выкидыши, бесплодие и врожденные аномалии развития детей, болезни сердца, легких и печени, повреждение почек, злокачественные новообразования. Наиболее распространенным проявлением побочного влияния химических препаратов, особенно среди медицинских сестер, является профессиональный дерматит - термин, означающий раздражение и воспаление кожи различной степени тяжести. Причиной возникновения дерматитов является необходимость частого мытья рук, а также воздействие веществ, способных раздражать кожу (даже через латексные перчатки). В целях предупреждения развития возможных побочных эффектов следует:

  • ознакомиться с действием лекарственных препаратов, с которыми работаете;
  • старательно мыть руки с последующим тщательным осушением, применять средства индивидуальной защиты - маски, перчатки, защитные очки, халаты, шапочки, бахилы;
  • работу с дезинфектантами, газами производить в хорошо вентилируемом помещении;
  • не разбрызгивайте растворы в атмосферу. Вытесняйте воздух из шприца в пустую ампулу.
  • немедленно смойте весь разбрызганный и рассыпанный материал холодной водой.

3. Облучение.               

Профилактика:

   Вредное действие облучения не воспринимается человеческими органами чувств. Медицинские сестры знают о его разрушительном потенциале, наблюдая за действием на пациентов, которые проходят лечение радиотерапией, и вместе с тем, они не могут не думать о себе, поскольку также испытывают его влияние.

   Высокие дозы облучения смертельны. Проблемы со здоровьем, вызванные облучением включают - ожоги, катаракту, бесплодие, злокачественные новообразования, аномалии развития плода. Уровень облучения, который испытывают сестры в больнице, низок, но тяжесть его влияния требует принятия всех возможных мер для защиты работников охраны здоровья. Рентгеновские лучи являются основным источником облучения. Лучшая защита от облучения - это свести до минимума его влияние. Расстояние имеет решающее значение, так как чем дальше находится человек, тем меньшую дозу облучения получит. Укрытие имеет большое значение, так как бетон или свинец поглощают часть облучения. Чем меньше времени находится человек с источником, тем меньшей будет получена доза облучения. Лечение и уход должны выполняться так скоро, насколько это возможно.

4. Инфекционные заболевания.

Профилактика:

   Медицинские сестры в процессе работы соприкасаются с выделениями, секретами, ранами, повязками, бельем больного, а значит, подвергаются большому риску инфицирования. Патологические микроорганизмы особенно опасны для беременных. При краснухе вирус проникает в плаценту, инфицируя и повреждая плод, а эпидемический паротит может привести к мужскому бесплодию. Как же защитить себя от вредных микробиологических факторов? Основными мерами безопасности являются мероприятия по предупреждению развития внутрибольничной инфекции, а также обеспечение себя безопасным рабочим местом во время беременности.

5. Стресс и нервное перенапряжение.

Профилактика:

   Работа медицинской сестры, концентрируется там, где возникают проблемы социальные, психологические и связанные с охраной здоровья. Это значит, что сестра часто встречается с болью, страданиями, смертью, и как правило, длительно может находиться в состоянии психического стресса.

   Несмотря на то, что ответственность за жизнь и благополучие других людей дает много возможностей для получения удовлетворения от работы, нередко сестра чувствует физическое и эмоциональное перенапряжение. И, как следствие, возникают признаки стресса, а также такие симптомы как расстройство пищеварения, сна, гипертензия. Постоянный стресс может привести к нервному истощению - потере интереса и отсутствие внимания к людям, с которыми работаете; эмоциональное истощение, которое проявляется в том, что лицо, осуществляющее уход, не проявляет никаких положительных чувств, симпатии или уважения к пациенту.

   Медицинская сестра, ощущающая перенапряжение и раздражительность, переживает трудности, связанные с умением адекватно реагировать на потребности и требования, выдвинутые пациентом.

   Организация работы - ключ к профессиональному развитию и здоровью. Нервное истощение можно уменьшить с помощью тщательного планирования личной и профессиональной жизни.

Понятие о медицинских теориях и медсестринском процессе.

   Развитие сестринского дела для реформирования здравоохранения Украины имеет особое значение. Сестринский персонал - самый значительный отряд работников здравоохранения, обеспечивающий населению Украины доступную и квалифицированную помощь.

   Медицинская сестра, будучи простым исполнителем воли врача, постепенно становится самостоятельным специалистом. Правда, пока профессиональный потенциал сестринского персонала в полной мере не используется и поле деятельности медсестры искусственно ограничивается. Врачи продолжают контролировать работу медицинской сестры, отказывая ей в компетентности. И это недоверие должны в первую очередь преодолеть сами медицинские сестры, проявив больше инициативы и интереса.

   Сестра новой формации должна уметь самостоятельно мыслить, научиться работать с больными как с личностью, опираясь на целостное представление о сущности человека. Поэтому ей так нужны знания основ психологии, педагогики, теории межличностного общения. Такой медсестре необходимо овладеть и теоретическими основами сестринского дела, которые определяют принципиальное отличие от профессии врача и других профессий, призванных помочь людям сохранить здоровье.

   На данный момент главным задачами медицинских сестер является поддержание здоровья, предупреждение заболеваний и обеспечение максимальной независимости человека. Медсестринской наукой разработаны три направления ухода за пациентами:

1.     Самообслуживание.

2.     Патронажное обслуживание.

3.     Профессиональное обслуживание и уход (именно это направление обслуживания требует специальных знаний и навыков квалифицированной медицинской сестры).

   Всю практическую деятельность медицинской сестры можно охарактеризовать определенными стандартами (нормами) сестринской деятельности. Стандарты - положения, которые определяют объем, ценность и качество деятельности. Стандарты медсестринской практики, как правило, выведены в отдельный документ, они не являются составной частью ни одного законодательного акта. Их можно считать руководством для медсестер как, помогая пациенту и ухаживая за ним, достичь осуществления намеченных целей и надежд пациента и медицинской сестры.

   Поскольку сестринское дело - это наука, то, как и какая-либо наука должна иметь свои научные теории (модели), которые изучают все варианты возможного поведения медицинских сестер в работе с пациентами.

   Различают политические модели, экономические, социальные, медицинские и т.д. Медицинская модель существует на протяжении веков, она ориентирована на заболевание, когда усилия врача направлены на постановку диагноза и лечение патологического состояния. Большинство видов деятельности врача - лечение, преподавание или научно-исследовательская работа, так, или иначе, направлены на различные аспекты заболеваний, недугов.

   Модель сестринского дела ориентирована на человека, а не на болезнь. Эта модель должна быть применима к нуждам пациентов, их семей и общества, предоставлять медицинским сестрам широкий выбор ролей и функций для работы не только с больными и умирающими пациентами, но и со здоровым контингентом населения. Модели сестринской помощи отражают существующую действительность, дают возможность сравнивать различные концепции сестринского дела на протяжении длительного времени.

   В настоящее время в мировой практике сестринского дела насчитывается более 30 концептуальных моделей сестринской помощи. Они содержат следующие основные положения: определение пациента, источник проблем пациента, приоритетная задача сестры, роль сестры, фокус вмешательства, способы вмешательства, ожидаемый результат.

   Наибольшее распространение получили шесть моделей: эволюционно-адаптационная (Канадская Ассоциация сестер), модель поведенческой системы (Джулия Джонсон), адаптационная модель (Калиста Рай), модель дефицита самоухода (Дороти Орэм), усовершенствованная оздоровительная модель (Мойра Аллен), добавочно-дополнительная (Вирджиния Хендерсон).

   Поскольку Украина принадлежит к европейским государствам, то медицинским сестрам Украины рекомендовано взять за основу своей деятельность модель В. Хендерсон. Добавочно-дополняющая модель рассматривает пациента в неразрывном союзе с его потребностями, которые человек должен удовлетворить для полной гармонии в цивилизованном обществе. Эта модель рекомендована Европейским региональным бюро ВООЗ для медицинских сестер Европы. Вирджиния Хендерсон выделяет 14 фундаментальных потребностей человека:

1. Дыхание.

2. Питание и употребление жидкости.

3. Физиологические отправления.

4. Двигательная активность.

5. Сон и отдых.

6. Способность одеваться и раздеваться.

7. Температура тела и возможность ее регулирования.

8. Способность поддерживать личную гигиену.

9. Способность обеспечивать свою безопасность.

10. Общение.

11. Возможность соблюдать обычаи и обряды согласно вероисповеданиям.

12. Работоспособность.

13. Увлечения, отдых.

14. Знания о здоровом образе жизни и потребность в получении информации.

   Приоритетными задачами  сестры  являются  оказание помощи пациенту для гармонического обеспечения всех его потребностей. Сестра выступает в роли наставника и учителя. Предмет вмешательств - нарушение одной из потребностей. Способы вмешательства и ожидаемый результат - гармоническое удовлетворение потребностей.

   Поскольку Украина принадлежит к европейским государствам, то медицинские сестры Украины должны были бы взять за основу своей деятельность модель В. Хендерсон. Но, модель, созданная в одной стране, может оказаться неприменимой для другой в связи, с чем модель В. Хендерсон была адаптирована для применения в лечебных учреждениях Украины. Прежде чем осуществлять медсестринский процесс по медсестринским моделям следует всегда помнить, что какая-либо модель может трансформироваться, отображая взгляды, практическую деятельность и задачи медсестринского дела на определенном отрезке времени.

   Пациент - это личность, которая требует комплексного (холистичного) подхода. В настоящее время пациент как никогда требует оказания качественно новой сестринской помощи, которая станет возможной во время осуществления сестринского процесса Сестринский процесс - это метод  организации  и  оказания квалифицированной сестринской помощи. Одним из обязательных условий осуществления сестринского процесса является участие пациента (членов семьи) в принятии решений относительно цели ухода, плана и способов сестринского вмешательства. В настоящее время сестринский процесс является сердцевиной сестринского образования и создает теоретическую научную базу сестринской помощи в Украине.

   Понятие о сестринском процессе родилось в США в середине 50-х годов и в настоящее время получило широкое развитие в современной американской, а с 80-х годов - и в западноевропейской моделях сестринского дела.

   Известно, модели сестринского дела основаны на сестринской философии, отражают знания и практические изменения не только сестринского дела, но и других  дисциплин (этика, медицина, психология, философия, социология и др.).

   Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам.

   Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее и не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а как объектом «манипуляционной техники». Постоянное присутствие и контакт с пациентом делают медицинскую сестру основным звеном между пациентом и внешним миром. Больше всех в этом процессе выигрывает пациент. От того, какие устанавливаются отношения между медицинской сестрой и пациентом, от их взаимопонимания нередко зависит исход заболевания.

   Стандарты сестринского ухода, медсестринские модели и медсестринский процесс - это, очевидно, недалекое будущее нашего медсестринства и внедрение его в Украине возможно в XXI веке. Все обязанности относительно осуществления медсестринского процесса будут возложены на медицинских сестер-бакалавров, подготовка которых активно проводится в Украине.

наверх

 

В смерти виновата не пневмония.

Украинцы умирают не от пневмонии. Нас косит токсичный вирус, способный проникать через глаза.

Львов. Грипп.

Львовский губернатор отчитался о гриппе: люди умерли из-за пофигизма.

Незаконная медицинская продукция

ГНАУ изъяла из незаконного оборота медицинской продукции на 17,3 млн грн.

Вакцинация от гриппа

Князевич рекомендует вакцинироваться от гриппа.

В старении виноват сахар.

Повышение уровня сахара в крови - нормальный признак процесса старения.

MedLinks - Вся медицина в Интернет